- Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
- Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.
- Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
- Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
- Не унижай!
- Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
- Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь — но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
- Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
- Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
- Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.
Помните, что ребёнок не обязан оправдывать Ваши ожидания. Признавайте в нём самостоятельную личность, имеющую свои чувства, взгляды, желания и стремления.Что дают нам дети?- дети избавляют нас от скуки;
- они вынуждают взрослых осваивать всё новые и новые формы поведения и не дают привязаться к стереотипам;
- они заставляют нас смеяться;
- они не позволяют взрослым постоянно чувствовать себя очень важными персонами;
- они демонстрируют нам, что в жизни есть нечто гораздо более важное, чем профессиональный успех.
Мудрые мысли- Дети редко слушают взрослых, но всегда берут с них пример.
- Зрелость – это не отсутствие проблем, а умение их успешно решать и отвечать за их последствия.
- Можно иметь свою точку зрения, но не стоит на неё садиться.
- Собственный опыт дорог, чужой – бесценен.
- Умный человек не совершает все ошибки в одиночку, он и другим даёт шанс.
Воспитывая детей, даже самые хорошие родители иногда выходят из себя. Вот наиболее типичные ошибки родителей и советы, как их избежать1. Чрезмерное или недостаточное одобрение.«Ты сам вымыл руки? Вот это да! Ты лучше всех!». Поощряя в детях самолюбие, родители подчас превращают их в наркоманов похвалы. Считая, что ему, ребенку, должны быть благодарны даже за самую обычную работу по дому, он может не в состоянии закончить начатое дело без дополнительного одобрения. Похвалы должны перевешивать замечания примерно в отношении три к одному. Если у вас это соотношение сильно завышено, ваши похвалы, возможно, неискренни или преувеличены; если занижено, может быть, вы слишком критически настроены.
2. Отношение к детям как к маленьким взрослым.Детям не хватает вашей рассудительности и опыта. Чем более демократичны вы к детям с самого раннего возраста, тем более требовательными и испорченными они становятся. Нет необходимости обсуждать каждое правило. Малыши больше уважают действия, чем слова, и «потому что я так сказал» - достаточное объяснение. По мере того, как дети становятся старше и начинают подвергать сомнению правила, можно беседовать с ними, спрашивая их мнение. Но дайте понять, что последнее слово останется за вами.
3. Потеря самообладания.Старшие дети дерутся, младшие хнычут, и вдруг вы кричите, перекрывая голоса всех остальных. Ваши дети моментально утихомириваются, но вы при этом потеряли самообладание. Передохните. Когда успокоитесь, наклонитесь, посмотрите детям в глаза и строго поговорите с ними (нельзя устанавливать ограничения в легком тоне). Приберегите крики на случай крайней необходимости.
4. Последовательность любой ценой.Последовательность нельзя путать с негибкостью. Что годится на одном этапе, может не сработать в будущем. И не бойтесь признавать свои ошибки. Если вы признаете, что сожалеете о чем-то, это говорит о взаимном уважении. Это учит детей извиняться, когда они не правы, вместо того, чтобы насуплено отмолчаться.
5. Одинаковое отношение к разным детям.Малышам нужны правила, обеспечивающие их безопасность и направляющие их темперамент в спокойное русло. Для дошкольника добавьте правила вежливости и бережного отношения к собственности. Дети школьного возраста понимают, когда взывают к их чувству справедливости.
6. Попытки избежать наказаний.Если ребенок не осознает последствий своего дурного поведения, он вряд ли извлечет какие-то уроки. Нет ничего страшного в наказании, если оно справедливо и гуманно. Оплеухи действенны лишь какое-то время; регулярные физические наказания могут вызвать лишь обратный эффект.
7. Игры в психотерапевта.Дети слушаются, когда родители настроены решительно. Пресекайте недопустимое поведение, прежде чем исследовать его причины.
8. Неправильное поощрение.Награда в обмен на хорошее поведение – это взятка, которая подразумевает, что правило само по себе лишено внутренней ценности. Используйте награду только для поощрения уже совершенного хорошего поступка.
9. Споры в присутствии детей.Когда дети слышат, как родители спорят о семейных правилах в их присутствии, они испытывают неловкость и неуверенность. Дети учатся подыгрывать одному родителю за счет другого. Урегулируйте разногласия с глазу на глаз, чтобы иметь одинаковую точку зрения по принципиальным вопросам, ищите компромисс. Не допускайте, чтобы один из родителей целиком отвечал за дисциплину; это провоцирует детей выходить за рамки, когда этого родителя нет дома.
10. Предположение хорошего.Считая, что ваш ребенок заведомо виноват, вы даете понять, что он плохой по натуре.
Сосредоточьтесь на действии, а не на личности. Дайте понять, что ребенок в состоянии оправдать ваши ожидания, даже если он и не оправдал их на этот раз. Когда дети знают, что вы на их стороне, они чувствуют и ведут себя лучше.