Печать

ПОДБРОСИЛ - И ЛЕТИТ!

Ученик нашей школы, Олег Батурин, принял участие в соревнованиях по авиамодельному спорту. И написал об этом репортаж - точнее, отчёт о том, как он сам к ним готовился... и победил!

На этих каникулах прошли соревнования по авиамодельному спорту, в которых я принял участие. Я давно увлекаюсь этим – и для меня такое событие, конечно, настоящий праздник. Соревнования были всероссийские, хоть и не все области приняли участие. Был ряд классов: планеры класса F1N (E), резиномоторные вертолеты класса F1F, резиномоторные модели классов F1D и F1M, радиоуправляемые пилотажные модели класса F3P (F5A), модели-копии класса F4D, радиоуправляемые модели для воздушного боя RC Combat Open Electro. Лично я выступал в классах F1N (E), F1F и F3P (F5A), выиграл 2 золотые медали.
Конечно, не всем понятны эти все буквенные обозначения. Немного расскажу о них. Итак, F1N (E) - небольшой планер (то есть самолёт без двигателя) размахом крыла 500-700 мм и весом всего… 5-9 грамм. Соревнуются в продолжительности полета: самолет бросают рукой вверх, затем он планирует, время идет до полной остановки модели. Так 9 туров, в зачет идут 3 лучших.

В большей степени на результат влияет взлет, но и модель должна быть хорошо сделана и отрегулирована. Несмотря на малый вес, на старте необходимо придать максимально возможную скорость модели, потому рука устает, это отмечали многие участники. Мои самолеты оказались вне конкуренции, а лучший полет составил 35.8 секунд, сумма 3-х лучших - 92.1, второго места - 78.2.

F1F - это резиномоторный вертолет размахом лопастей примерно 200-400 мм и весом 1-3 грамма. Соревнуются опять же в продолжительности полета. Обычный полет происходит так: резиномотор заводят, затем запускают вертолет, он упирается в потолок и висит там, на протяжении этого времени спортсмен следит за тем, чтобы вертолет не снесло потоками воздуха в препятствие, если начнет сносить - поправляет его длинным шестом. Обычно мои полеты выходили за рамки пяти минут, а смотреть надо прямо над собой; уставала шея, потому я приспособил телефон как зеркало и смотрел вверх с помощью него. Адаптируйся, импровизируй, выживай!

F3P (F5A) - радиоуправляемая пилотажная авиамодель размахом 700-800 мм и весом 65-180 грамм. Соревнуются в красоте полета: пилот должен выполнить комплекс пилотажа, который оценивается судьями. При постройке я не совсем уложился в сроки, потому пришлось доделывать и выполнять первый полет прямо на соревнованиях. Плюс ко всему, модель имела просчет в системе управления, из-за которого не могла лететь вверх ногами. Из-за этого дефекта самолет упал и получил серьезные повреждения, хоть и был быстро восстановлен. Однако, мой самолет имел вес, сравнимый со "взрослой категорией", благодаря чему обладал неплохими лётно-техническими характеристиками.

В целом я выступил неплохо, в частности – хоть и полный провал в F3P (F5A), но абсолютная победа в F1F и F1N (E). Победил, потому что имел достаточно опыта и достаточно хорошо осваивал новое. Причина провала - малый опыт, малый опыт и небольшой недостаток времени на проектирование с постройкой. Хотя бы навыков пилотирования оказалось достаточно. Соревнования выдались интересными и зрелищными, я приобрел много опыта и знаний.