Индивидуальный подход к обучению

Одной из главных задач современной общеобразовательной школы является индивидуальное развитие личности, обеспечение актуальности приобретаемых учеником знаний и опыта в тесной связи с его интересами и потребностями.

Однако довольно трудно обеспечить качество, когда сам процесс обучения для ученика не вызывает интереса, является непонятным, трудным. А именно так обычно и происходит, если обучение не предусматривает индивидуальной работы с каждым учащимся.

 

Природа, по своей сути, устроена так, что в ней никогда не было, нет и не будет двух совершенно одинаковых существ, даже если это существа одного вида. Что уж говорить о людях: в человеческом обществе каждый индивидуален и неповторим. Только что появившийся на свет кроха не только одарен от природы уникальным набором генов, но и с пеленок проходит свой, особый путь развития.
Суть индивидуального подхода в обучении можно кратко выразить так:
каждый ребенок сможет постичь любую науку, если подобрать ему такой способ обучения, который будет задействовать его уникальные склонности и опираться на сильные стороны его характера. Подобно тому, как дети различаются по своим физическим качествам, так неодинаковы у них психические процессы по глубине, устойчивости, быстроте протекания и т.д.
Несмотря на распространение индивидуального подхода в обучении в современном мире, далеко не все родители считают, что он нужен. Очень многие придерживаются мнения, что общеобразовательная школа не может и не должна учитывать индивидуальность, приспосабливаться к каждому отдельному ученику. Ведь она задает некоторые общепринятые нормы, которым ребенку нужно привыкать соответствовать ("подтягиваться" или наоборот, "не быть выскочкой"). Есть и этический аспект проблемы – не выделять детей, дабы не развить у них чувства зависти и соперничества. Все это верно, но вывод на основании этого делается странный: мол, никаких различий не должно быть в воспитании усердных и ленивых, талантливых и бездарных, любознательных и не интересующихся предметом ребят.

Между тем, сама проблема "выравнивания" или "подтягивания" отстающих, "неодаренных" детей не возникла бы, имей ребенок с раннего возраста индивидуальный подход. Большинство "отстающих" детей – это дети, которые плохо обучаются "общепринятым", стандартным способом. Как показывает практика, на деле все дети имеют особенности. Например, все мы знаем, что способности ребенка зависят от доминирования и развития полушарий мозга. У детей-левшей часто бывают трудности с освоением письма, чтения, математики. Но зато у них иногда наблюдаются выдающиеся способности, связанные с функциями правого полушария. Многочисленными исследованиями было доказано, что среди художественно и артистически одаренных людей 55 – 60 % - леворукие. Как воспитывать такого ребенка? А в случае неявного доминирования полушарий? Или в случае эмоциональной возбудимости ребенка? Или еще в каком-нибудь "непредвиденном" случае?

Огорченные неудачами чада родители стараются надавить на ребенка – ведь школу-то как-то надо окончить. А почему бы не использовать способности, которые не позволяют ребёнку быть успешным в математике или чтении, для преодоления трудностей обучения? Может быть, стоит попробовать изучать математику через рисование? Кто знает, а вдруг нестандартные решения, к которым придет малыш на этих уроках, приведут его потом к гениальным математическим открытиям?
Главное, конечно, нельзя допускать переживания детьми чувства своей «неполноценности», заставлять их думать, что неумение делать что-либо, делает их хуже. Расстройство родителей по поводу неудач ребенка в обучении может повергнуть не слишком уверенного в себе малыша в «интеллектуальную пассивность» - полное нежелание учиться и развиваться. Однажды притупив природную любовь к обучению и чувство собственного достоинства у ребенка, мы можем навсегда потерять уникальную личность, способную дать миру нечто, что никто другой дать не в состоянии.
Вообще говоря, все приемы, используемые в воспитании, от поощрения до осуждения, относительны в своем влиянии на ребенка. Одного ребёнка нужно много хвалить, так как это укрепляет его веру в свои силы. При работе с другим от похвал лучше воздерживаться, чтобы не привести его к излишней самоуверенности и хвастовству. То же самое касается и порицания (конечно, здесь имеется в виду только мягкое порицание, вроде: "По-моему, если бы ты был более старательным, картинка вышла бы лучше"). Самоуверенному и несамокритичному ребенку нужно давать задания потруднее, в которых требуется старательное выполнение, или где необходимо внимательно подумать. А после выполнения задания полезно выделить и подчеркнуть его огрехи и ошибки. В то же время с неуверенным, замкнутым в себе ребенком, которому трудно проявить себя и свои способности в обществе других детей, этот способ сыграет дурную шутку – ребенок может вообще отвернуться от обучения.
Какой в прошлом был самый популярный способ воздействия на ребенка, который не хочет заниматься? – Заставить его. Но если мы захотим услышать, что своим отказом говорит нам ребенок, мы, скорее всего, поступим по-другому. Если мы найдем наиболее сильную сторону в умственных способностях ребенка и, опираясь на неё, дадим ему задания, которые гарантировали бы ему успех в выполнении, то этот успех – удача в выполнении даже одного дела – укрепит веру ребёнка в свои силы. В результате он захочет выполнить другое задание, и приступит к нему уже с "предчувствием" удачи. А переживание радости успеха – это залог продуктивного обучения.
Для каждого ребенка есть своя мера трудности, нижний её предел, который каждый малыш должен в силу своих повышающихся возможностей стремиться превзойти. Задача родителей и педагогов – видеть эту меру и отталкиваться от нее в построении занятий.
Многие представляют себе индивидуальный подход как изоляцию ребенка и предоставление его самому себе. На самом деле, индивидуальный подход в обучении не исключает, а предполагает коллективную, групповую деятельность, развитие навыков общения и поведения. Просто при этом большой акцент делается на самостоятельность исследования, познавательного "прорыва" который совершает ребенок.
Одно из главных преимуществ индивидуального подхода в обучении – возможность для ребенка сформировать свои, особенные, характерные лишь для него способы работы. Наступило время, когда мы можем не бояться, а радоваться, если ребенок вдруг сделал что-то необычно, нестандартным образом: например, написал диктант по интуиции, а не по правилам; решил задачу, опираясь на аналогию, а не исходя из строгих логических законов; в рисунках воплотил зеленых зайцев и пушистые дома…
Творчество - это способность нестандартно мыслить, действовать нешаблонно и создавать новое. Оно не вырастает на пустом месте. Только если мы будем поощрять и развивать уникальные склонности ребенка, его своеобразие, мы сможем развить интеллект и способность к творчеству, а главное, позволим во всей полноте раскрыться личности ребенка.

Метапредметный подход в обучении

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Примечательно, что, двигаясь на полном ходу в будущее, мы все равно действуем с оглядкой на прошлое. Так оказалось, что реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без метапредметного подхода, чрезвычайно популярного в 20-е годы прошлого века.
Метапредметное обучение было широко распространено в 1918 году. Все это отражено в «Основных положениях единой трудовой школы» и называлось тогда методом проектов. Сразу после революции пытались уйти от классической системы образования, сложившейся в России, сбросить с корабля современности то, что напоминало прежние порядки. Метапредметное обучение разделялось на ступени, так, на первой ступени — самой младшей — с детьми просто гуляли, беседовали, давали им целостное представление об окружающем мире, уходя от предметного обучения. На старших ступенях обучения с детьми проводили экскурсии, диспуты, споры. Это время также знаменито тем, что тогдашняя школа, по сути, отказалась от традиционных учебников, заменяя их рассыпными. В 1930 году, как вы знаете, был введен всеобуч, а в 1932 году метод проектов жестко осудили. Советская школа вернулась к дореволюционной методике, в основе которой лежало предметное обучение. Сегодня мы говорим о метапредметном подходе и метапредметных результатах в обучении в связи с формированием универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования.
Что мы понимаем под универсальными учебными действиями?
— В широком значении этот термин означает умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком, собственно психологическом смысле универсальные учебные действия — это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических особенностей учащегося. Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно. Все это вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока, традиционных педагогических технологий. Возникает также необходимость создания метапрограмм — программ совместной учебной деятельности учащихся, реализующихся в процессе решения ситуационных заданий и направленных на разрешение конкретных личностно значимых проблем учеников.
Цели и задачи школы кардинально меняются, мы уходим от чисто знаниевой парадигмы к личному развитию ребенка. И поэтому должны не просто учить решать задачи по физике, а показывать действие основных физических законов, например закона Ньютона в жизни, объяснять, как может ребенок применить полученные знания по химии и биологии, зачем нужна геометрия и алгебра. И тогда у наших детей появится главное: желание и смысл учиться.

Разработано совместно с jtemplate шаблоны Joomla

  • 1
  • 2
  • 3
Пред След

Образовательные ресурсы

Перечень сайтов (электронных образовательных ресурсов), к которым есть доступ учащихся:  № Название портала Интернет адрес 1 Федеральный портал «Российское образова...

Клятва ученика школы « Юнион…

Я____________________________, вступая в ряды школы « Юнион» перед лицом своих товарищей и учителей, торжественно клянусь: Любить свою школу, почитать ее традиции,соблюдать заповеди юнионовцев. Не...

Мудрые советы

Не отнимай чужого, но и не все свое отдавай. Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защититься. Не обижайся без дела. Зовут играть - иди, не зовут - попросись, это не стыдно. Из-за отметок ...

Во время экзамена

- Взяв билет, прочитав задание на доске, познакомьтесь с вопросами и начинайте готовиться с того вопроса, который пусть не намного, но легче для вас. - Напишите примерный план ответа. Пишите даже то,...

Прежде чем начать подготовку…

Прежде чем начать подготовку к экзаменам, следует оборудовать место для занятий: убрать лишние вещи, удобно расположить нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т. п. Приступая к подгото...

Готовимся к экзаменам

ПЛАНИРОВАНИЕ Умение планировать свое время — это одно из самых главных умений. И чем раньше вы научитесь это делать, тем успешнее будет ваш процесс обучения в будущем. Свои планы лучше разбивать на т...

Тренируем память

Каждый день мы забываем какие-то бытовые вещи. Где оставили ключи и документы? Когда назначена встреча? Подобные жизненные ситуации все чаще напоминают, что память несовершенна. Так что же такое памят...

Схема проезда